?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Доброго вам времени суток!

Как обещал в ответах на комментарии, опишу, по каким материалам готовился к PPL, а также упомяну и другие полезные и просто интересные книги про авиацию. Скажу зразу - читайте как можно больше, даже если попавший в руки материал еще не применим к вашим полетам! Постарайтесь читать не меньше одной авиационной книжки в месяц, при этом не беда, если это будет не учебник, а воспоминания пилота, а также не забывайте про блоги современников, таких как denokan, tsiganash и других - у них есть множество интересных и поучительных записей.

Начну с общего вида на мою скромную коллекцию, которую я неспешно собирал крайние семь лет. Покупал в основном на Амазоне и Озоне, а также получал в подарок от друзей. Есть несколько энциклопедий, а еще в кадр не вошла многотомная энциклопедия авиации от Деагостини.

Здесь в основном учебные материалы...

А здесь больше мемуары и фильмы авиационной тематики (не все :) ). Особенно интересны две книжки "Воздушный казак Вердена" и "Соперники орлов" - это захватывающие исторические очерки о первых наших летчиках, их интересной, но непростой судьбе. А также рекомендую воспоминания Чарльза Линдберга о его перелете через Атлантику, фильм тоже получился интересный.

На этой длинной полке все в перемешку, но преобладают конечно мемуары иностранных и советских летчиков.

Но воернемся к обучению - самая первая моя книжка и основная при погодтовке - Pilot's handbook of aeronautical knowledge. Можно сказать официальный американский учебник. Рядом аналог от Рода Мачадо - материал тот же, но подается живее, с юмором. В этих книгах есть практически вся теория, которая необходима для сдачи компьютерного теоретического теста. Но для устного экзамена может потребоваться дополнительный материал, иногда завязанный на любимые темы экзаменаторов.

Обязательный элемент удаленной подготовки к экзаменам - тот или иной (я выбрал Sporty's, но есть и другие) видео курс с возможностью сдачи пробных теоретических экзаменов. А самое главное - после нескольких успешных пробных экзаменов выдается официальный документ, подтверждающий факт прохождения теоретической подготовки. Этот документ требует школа для допуска к официальному компьютерному экзамену.

Если что-то не можете найти в хэндбуке, то найдете это здесь - FAR/AIM (Federal Aviation Regulation / Aeronautical Information Manual) - наш аналог - ФАПы, которые, если я правильно понимаю, с оглядкой на FAR/AIM и писались, но пока не дотягивают по уровню структурированности и законодательной обеспеченности полетов АОН.

Законы обновляются регулярно, поэтому мне больше нравится электронный вариант. И искать все просто, и материал свежий, и таскать этот "кирпич" не надо. К тому же в электронной версии есть возможность фильтрации материала в соответствии с типом летных прав. Это заметно облегчает изучение материала, но настоятельно рекомендую не лениться и все-таки читать статьи, относящиеся к более продвинутым видам полетов - будет больше не просто знания материала, а понимания.

Если вы планируете продолжать свои полеты на территории РФ, то в обязательном порядке необходимо знать российские ФАПы, а самый удобный их источник - сборник от российского подразделения AOPA. Он встречается в бумажном виде, наиболее удобен в ПДФ, при этом он ежегодно обновляется на сайте АОПА ().

Следующая книжка, которая особенно помогает при подготовке к устной части - в ней собрано внушительное количество возможных вопросов и ответы к ним с отсылками к законам. Прорешаете ее целиком - считайте что к устному готовы. А еще лучше, чтобы коллега-студент или инструктор задавал вопросы из книжки, а вы отвечали устно.

Вернемся обратно к письменному экзамену. Эта книжка содержит все те же вопросы, что и задачник при видеокурсе, но есть огромное преимущество!

И преимущество выражено в приложении к учебнику оригинальной книжки с раздаточным материалом экзамена.
Т .е. на экзамене вы будете изменять расстояния, читать карты, определять летные характеристики, работая с бумажным раздаточным материалом. И очень здорово привыкнуть к его использованию заранее. Фотка ниже не от PPL, а от Instrument - PPL у меня потерялась после экзамена.

Вот так выглядят иллюстрации материала с фрагментом из карты маршрутов низких высот и страница из A/FD. В электронных курсах есть много удобных инструментов для работы с картами, но на экзамене будет обычная масштабированная линейка (plotter) и ей надо уметь пользоваться.

А этой книжке уже очень много лет (переиздание свежее) - она была написана еще в далеких 194-х. И не потеряла своей актуальности до сих пор! Просто и доходчиво объясняет аэродинамику самолета и практические аспекты пилотирования. Рекомендуется пилотам любого уровня :)

Рассказ был бы неполным, да и не справедливо было бы пропустить несколько отличных книг еще советских годов. И первая из них - можно сказать классика - Самолетовождение от Черного и Кораблина. Подробно и доступно описаны не стареющие методы воздушной навигации.

В комментариях было много вопросов про подготовку к ведению англоязычного радиообмена.
Вот этот хэндбук мне понравился больше всего - живой понятный язык, разбор фразеологии по этапам полета и ситуациям, а также многие другие аспекты радиообщения для обеспечения комфортных и безопасных полетов (правда в первую очередь в Штатах), к примеру что такое ответчик, основное назначение и какую дополнительную пользу можно от него получить.

Вот эти книжки тоже полезны, но понравились мне меньше.

По желанию можно прослушать видеокурс на ту же тему от Спортис. Но потренироваться не получится.

А вот тренироваться здорово в этой программе - в продаже ее уже почти нет, но на торрентах найдете легко :) Она также разбирает теорию, но еще позволяет проводить интерактивные тренировки, а потом сравнивать свое звучание с профессионалами. Очень очень рекомендую! Эффект погружения очень неплохой - в самом начале я даже нервничал, по сути надиктовывая "радиосообщения" компьютеру. :)

Еще одна тема обучения - погода! Все о погоде узнать невозможно, поэтому рекомендуется изучать этот предмет постоянно. Ниже базовый учебник.

Это уже продвинутый учебник от известного пилота. И автора широко известной в авиационных кругах в Штатх книги - North Star over my shoulder - увлекательно написанной автобиографии о полетах, начиная с второго пилота на Douglas DC-2 и заканчивая капитаном на Boeing 747.

И еще один - от другого пилота, который выпустил много популярного обучающего материала по самым разным аспектам полетов.

Официальная информация об источниках данных о погоде, применима почти только в штатах.

Не стоит сбрасывать со счетов и российские учебники, хотя их академический язык несколько тяжеловат после простых и понятных хендбуков :(

А вот и еще одна классическая книга по метеорологии из давно минувших дней. В метеорологии, как и в аэродинамике мало что изменилось за эти годы, особенно применимого к малой авиации. Эту книгу, а также Самолетовождение и еще несколько русскоязычных учебников вы можете найти на сайте .

Как ни странно, но большинство книг о погоде содержит очень условные иллюстрации к различным погодным эффектам. Поэтому полистать полноценный атлас погоды очень интересно :)

Ну и в заключение, но в не меньшей степени, чем все предыдущие книги я хочу посоветовать найти и прочитать серию книг под общим названием I Learned About Flying From That (ILAFFT) - это подборка лучших рассказов, из когда либо публиковавшихся в одноименном разделе журнала Flying за период с 194-х до 200-х. Это откровенные рассказы пилотов, попавших в ситуации, когда они пожалели, что они не на земле. Благодаря счастливому стечению обстоятельств им удалось выжить, чтобы предостеречь нас от их ошибок.

Еще раз хочу сказать, на пути к PPL или уже тысячи часов ATP, безопасные пилоты не перестают стремиться к новой информации, которая позволит приблизиться к совершенству в летном деле! Читайте и читайте, как можно больше, даже если этот материал еще не применим к вашим полетам, даже если это одна авиационная книжка в месяц, даже если это будет не учебник, а автобиография, запись в блоге и т.д. Старайтесь подходить к информации критически, представлять, как она может быть применена в вашей практике.

Безопасных полетов, а в промежутке интересного и полезного чтения!

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
tsiganash
Jun. 12th, 2014 07:42 pm (UTC)
Сергей, спасибо)) прао, я смущен. Не думал, что мой скромный жж удостоится вашей положительной оценки. Буду продолжать и писать побольше про подготовку молодых пилотов.
zharkovse
Jun. 13th, 2014 08:52 pm (UTC)
Вадим, с удовольствием читаю! Жду новых постов, а в свой я добавил, упомянутые вами источники :) Кстати на СЛА будете?
solusrex
Jun. 13th, 2014 02:59 pm (UTC)
О ужас! Столько книг! Я думал ground school и книжка from the ground up (кстати, странно, что она не упоминается), будет достаточно для ppl.
zharkovse
Jun. 13th, 2014 09:02 pm (UTC)
Ну достаточность вопрос относительный - для computer testing достаточно одной, а для устного экзамена желательны еще парочка, а сколько нужно для безопасных полетов... пожалуй и всего, что я перечислил может быть недостаточно...

Edited at 2014-06-13 09:03 pm (UTC)
Алексей Виннов
Jul. 1st, 2018 11:39 pm (UTC)
Скажите а видеокурс sportis как его полное название?
Или может поделитесь ссылкой где его можно преобрести?
Спасибо
zharkovse
Jul. 2nd, 2018 06:46 am (UTC)
Доброго дня!

Вот ссылка на магазин Спортис, где можно его приобрести, как в виде приложения для айпед, так и в виде двд.
http://www.sportys.com/pilotshop/learn-to-fly-course-online-private-pilot-test-prep.html

Удачи!
Алексей Виннов
Jul. 2nd, 2018 07:24 am (UTC)
Благодарю Скажите, а процесс конвертации у вас описан на каком нибудь ресурсе, столь же подробным образом?
Спасибо
zharkovse
Jul. 2nd, 2018 11:34 am (UTC)

Я не конвертировал. Только оформлял придание силы иностранному свидетельству.


Потребовались следующие документы :1) Медицинское заключение ВЛЭК ГА 2-го класса – оригинал для ознакомления
2) Медицинское заключение ВЛЭК ГА 2-го класса – копия
3) Летная книжка – оригинал для ознакомления
4) Летная книжка – копия с переводом с нотариальным заверением
5) Квитанция об уплате госпошлины – оригинал - 800 р, квитанция есть на госуслугах
6) Сертификат летчика частного ЛА – оригинал для ознакомления
7) Сертификат летчика частного – копия с переводом с нотариальным заверением
8) Паспорт РФ – копия листов основной и прописка
9) Заявление на бланке Росавиации


Когда я это делал у них этим занимался только один человек.


Этаж 4, кабинет 425а Романенко Владимир Васильевич. тел. для записи +74992315991

Алексей Виннов
Jul. 2nd, 2018 09:32 pm (UTC)
Спасибо большое за ответы. Прошу прощения за назойлиыость,не могли бы вы рассказать как решается вопрос с визой?
Спасибо
reinberg1
Oct. 14th, 2019 09:56 am (UTC)
Есть учебники и видеокурсы PPL, CPL, ATPL (FAA, EASA). Отдам с хоро
Есть учебники и видеокурсы PPL, CPL, ATPL (FAA, EASA). Отдам с хорошей скидкой.

www. s .id/pilot (убрать пробелы, скопировать в адрес)

Сам летаю на симуляторе пока)) но перелопатил уже достаточно материала самостоятельно.
( 10 comments — Leave a comment )